Что скрывается за ритуалами в японской кухне

13.10.2015
japan.jpg

Есть версия, что первый ресторан в мире появился не в Париже, как принято считать в Европе, а в Эдо — будущем Токио. В этом нет ничего удивительного: первому упоминанию о культуре японской еды — 15 тысяч лет.

Ни в одной стране мира не относятся к процессу приготовления пищи и ее потреблению с такой ритуальной значимостью, как в Японии. И хотя со времен эпохи Хэйан — периода рождения японских ритуалов, в том числе и в еде — прошло около 13 столетий, японцы до сих пор отдают дань уважения и острому ножу, и способам разделки, и цвету, и текстуре блюда. В Японии только двадцать слов, описывающих градации хрустящего. Вот что говорится в описании ритуалов хэйанского периода:

 
«У всего, что лежит на тарелке, есть своя символика, и, прежде чем это съесть, необходимо разгадать ребус. Некоторые ингредиенты блюда добавляются в него только ради своего символического смысла или чтобы подчеркнуть нужную цветовую гамму. Цвета блюда часто определяются сезоном. В зимних должен присутствовать белый цвет, в осенних — желтый и оранжевый, весной необходим розовый и салатовый, а летом — красный и темно-зеленый».
 

Банкеты императорской Японии с их многозначностью и скрытыми тайными смыслами сформировали Хондзэн — кодифицированный тип аристократической кухни. Никакого общего стола, как, например, в княжеской Руси, все блюда подавались отдельно каждому гостю, сервировались в определенной последовательности и сообщали каждому свое послание в зависимости от обстоятельств, сезона и положения. Эти черты радикального индивидуализма японская кухня сохранила до сих пор.