7 способов произвести нужное впечатление

Как вести себя, чтобы произвести благоприятное впечатление? Что отличает настойчивость от назойливости? Ответы на эти вопросы — в нашей статье.

— Насколько полезно человеку изучить тех, на кого необходимо произвести впечатление?

Рука не поднимется советовать изучать специальные приемы произведения впечатления. Грань между специальными техниками и манипуляциями тонка и не всем доступна. Занимайтесь собой: человек с легким характером, профессионал, с позитивным отношением к жизни и людям, не задумываясь, как он выглядит со стороны, понравится больше, чем обученный социопат. Хотя последние невероятно харизматичны бывают, а для ряда должностей самое и то, но мы про среднюю статистику. Еще многое зависит от темы переговоров или вакансии. Дизайнеру нужно фонтанировать, а ревизору развитие социальные навыки и желание понравиться противопоказаны. Потому что кто такой ревизор? Человек, который приходит, допустим в магазин, и его все ненавидят. Человеку, который хочет произвести впечатление, это будет мешать работать. Рекомендация работать над собой звучит упрощенно-угнетающе, как от создателей «полюби себя», «будь собой» и прочих штампов популярной психологии. Но идти изнутри, стать более открытым, уверенным, приятным, располагающим человеком, а не думать каждый раз о впечатлении — надежнее. Попутно получите кучу положительных эффектов во всех сферах жизни.

— Как вести себя деловому человеку (будь то кандидат, потенциальный партнер), чтобы произвести благоприятное впечатление? Перечислите правила.

Вежливо, интеллигентно, с уважением интересов и точки зрения партнеров и корректного отстаивания своих. Это обще. Что востребовано в данных переговорах? Идите от цели. Если вас рассматривают на позицию продавца, умейте выяснять потребности, а если эйчара — вставать на место собеседника. Если позиция предполагает багаж экспертных знаний-будьте готовы их демонстрировать без обращения к литературе и практике, например, судебной. Хотя продавать себя нужно в любом случае уметь. Если вам позволяет воспитание — просто ведите себя естественно. Далеко не во всех переговорах, благоприятное впечатление хочется производить, но деловая этика сохраняется, даже если градус раздражения на самом верху. На собеседовании важно помнить, что корень у слова — беседа. Это двусторонний процесс, к допросу он не имеет отношения. Вам работодатель тоже должен понравиться, не зацикливайтесь на впечатлении о себе, впечатляйтесь (или нет) сами.

— Где та грань, которая отделяет настойчивость от назойливости? Как часто рекомендуете напоминать о себе? 

Договоритесь о сроках и порядке получения/выдаче обратной связи на переговорах и не будет необходимости напоминать. Если речь о собеседовании, правило может быть таким: если вам не перезванивают в течение 1 недели, ответ отрицательный. Т.е. просто ждите неделю. По истечении срока, можно позвонить и уточнить причины (и эту опцию тоже проговорите на интервью), если работодатель отказывает вам, всегда лучше понять, почему. Опуская субъективные причины, вам могло не хватить квалификации и будет полезно знать, в чем вы проседаете. Для развития. Действуя в рамках договоренностей, вы не будут тревожно ломать голову, навязываетесь или нет.

— Сколько уже сказано о дресс-коде. Отличаются ли ваши рекомендации от общепринятых? 

Я не объективна, дресс-код терпеть не могу. Но на интервью или деловых переговорах лучше придерживаться базовых правил и не шокировать партнеров, коллег или потенциальных работодателей брошью с арт-базара, серьгами-люстрами или кислотного цвета жакетом. И на эту тему, казалось, писано-перенаписано, а нет же. Когда я организовывала центры оценки, я готовила кандидатов — от ответов на вопросы по домашнему заданию до снятия тревоги перед ассессмент-центром и рекомендаций, что надеть (более того — прописала их в приглашении). Речь шла об управленцах среднего звена, кандидатах, отвечающих в больших торговых центрах за целое направление.

Итак, проговариваю по телефону желательность дресс-кода (например, юбка-карандаш и рубашка или платье-футляр).
Кандидат: У меня рубашки нет, я надену платье.
Я: Ирина, что за платье?
Кандидат: Бордовое, в мелкий цветочек.
Я: Ирина, вам самой будет некомфортно. Все ассессоры в космюмах, давайте что-то другое.
Кандидат: Но у меня ничего нет.

Всему вышесказанному можно возразить двумя способами. 

Первый. Зачем вам работодатель, встречающий по одежке? Есть риск и дальше, уже в работе попасть под пресс стереотипных решений. На собеседование дается час и весь день — на Центр оценки, если до такого дошло. За это время профессиональный рекрутер должен качнуться от вашей серьги в носу в сторону вашей квалификации, а потом спокойно, тет-а-тет, на подписании оффера, пояснить вам, что так дело не пойдет и фиолетовые волосы директору по снабжения лучше перекрасить. Я не вижу глобально проблемы.

Второй. Если для вас, как и для меня, строгий дресс-код демотивирует, не идите работать в банк или компанию нефтегазовой отрасли, где отсутствие галстука или черный колготки это скандал. Нет ничего зазорного в том, чтобы отказать работодателю, потому что вас душит его дресс-код. На работу должно быть приятно ходить во всех смыслах, сложности вам и так подкинут.